Загрузка...

 Распоряжением Правительства РФ №1837-р от 28.08.17 г. была утверждена Стратегия государственной политики Российской Федерации в области защиты прав потребителей на период 2030 г. Что это, шаг вперед? То куда? Или топтание на месте? То какой смысл? Попробуем ответить на эти вопросы исходя из действующего законодательства о потребителях и реализации его на практике в России.

Но прежде отметим, что законодательство о защите прав потребителей для нашей страны новая отрасль права. Как  отрасль оно существует с 1992 г. и претерпела уже 23 изменения. Данная отрасль права родилась не на пустом месте. Нельзя сказать, что права покупателя в СССР не были защищены. Но сравнивать, то правовое положение покупателя с настоящими правами потребителя, пожалуй, не только некорректно, но и ошибочно, хотя бы потому, что в СССР отсутствовали институты частной собственности и достоинства личности. Специфической особенностью данного законодательства, что и является правовой новеллой, это признание у человека прав на личное достоинство в сфере рыночных отношений.  И в этом, можно сказать, его революционность.

Статья 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» предусматривает ответственность продавца товаров и исполнителя услуг в виде компенсации потребителю за причинение морального вреда за нарушение его прав на информацию, на качество приобретенного товара или услуг. При этом законодатель акцентирует внимание на то, что сам факт нарушения прав является нравственным страданием. По сути, нравственные страдания за нарушенное право может быть у человека, который имеет свое достоинство, т.е. совокупность высоких моральных качеств, а также уважение этих качеств в самом себе. На практике, как правило, предприниматели, да и судьи, не могут понять, какие могут быть страдания от нарушенного права. А ведь ответ-то очевиден, если, конечно, в покупателе видеть человека. Однако, когда потребитель приходит в суд за защитой своих прав, к сожалению, узнает, что его достоинство по цене соразмерно зубной щетке. В чем тут проблема? Дело в том, что до вступления в силу Закона РФ «О защите прав потребителей», в советском законодательстве человек рассматривался как трудовые ресурсы или объект налогообложения. Советский гражданин со всей его социальной защищенностью, как личность, не рассматривался. Он был неотъемлемой частью общества. Достоинство человека в рыночных отношениях может и должно играть важную роль, как экономический рычаг в конкуренции. Политологи отмечают, что после отказа от коммунистического мировоззрения в настоящее время в России отсутствует стратегическая идеология государственно-общественного развития. Но то, что мы называем «стержнем», сутью нации сегодня выразилось в «Бессмертном полку», подъем религиозного мировоззрения, в современном осмыслении понятий «Русский мир» и «потребительское общество». Приведенные примеры, только на первый взгляд понятия отвлеченные друг от друга. Общим и значимым для них является достоинство личности, созидательная деятельность и безопасность окружающей среды обитания. Данное обстоятельство не нашло отражение в Стратегии государственной политики России в области защиты прав потребителей, которую определило нынешнее правительство.

Чем руководствовалось Правительство РФ оценивая состояние защиты прав потребителей в России не понятно. Понятно только одно – Правительство или не имеет достоверной  информации о реальном положении, или не имеет, не хочу верить, желания и возможности, а может действительно не понимает, что делать. Судите сами. Правительство считает, что «на этапе возникновения и развития рыночных отношений были своевременно сбалансированы интересы потребителей с интересами предпринимателей». Тогда как объяснить засилье на рынке опасных продуктов питания и бытовых товаров, кабальных договоров услуг и т.д. и т.п. Широко распространны агрессивные методы продаж, где продавец использует психологические практики подавления воли потребителя.  Где здесь интерес потребителя? На что опиралась правительственная оценка?

Оценивая государственный контроль за соблюдением законодательства о защите прав потребителей Правительство в своей Стратегии утверждает, что «определена система органов…, которая во взаимодействии с общественными объединениями потребителей формирует национальную систему защиты прав потребителей». Органы действительно определены, но вряд ли можно их назвать некой слаженной системой, как это делает наше Правительство в своей Стратегии государственной политики в области защиты прав потребителей на период 2030 г., оценивая исходные положения в регулировании данных отношений. А то, что общественность участвует в формировании этой системы защиты прав это вообще притянуто «за уши». Обращает внимание то, что «основой для формирования законодательства Российской Федерации и выработки политики в данной области явились Руководящие принципы для защиты интересов потребителей, принятые Организацией Объединенных Наций 9 апреля 1985 г. резолюцией 39/248». Дело в том, что данные принципы были заимствованы из англосаксонского законодательства (впервые понятие «потребитель» было юридически оформлено еще в 1891 г., когда заявила о себе Нью-Йоркская Независимая лига потребителей), где институты неприкосновенности частной собственности и уважения достоинства личности прошли стадию становления, были сформулированы и уже оформлялись в международную глобальную политику. В тоже время, в советской и российской  юридической науке, тем более в законодательстве, до 1992 г. таких понятий, как потребитель и экономический интерес потребителя не было.

С принятием в1992 г. Закона РФ «О защите прав потребителей» Россия берет курс на рыночную экономику. Постепенно, а где-то и радикально, государство отпускает предпринимателя «в свободное плавание» и отрекается от нормативов и правил, устанавливающих качество товаров, работ и услуг, реализуемых потребителям, от государственной собственности. Которая была, кстати, общенародной! Надо отдать должное, что в СССР осуществлялся жесткий контроль за производством и торговлей товаров со стороны государства за рынком, прежде всего, как не странно, партией, а также государственными органами соответствующих министерств, а также общественными контролерами. Советские люди знали, что если вопрос решался по «партийному», это означало безопасно, качественно и надежно. Жаль только, что не все проблемы общественной жизни решались таким образом. Однако, вопрос полной социальной защиты граждан для государства был главным. Об этом можно судить по тем  нормам государственных стандартов СССР,   которые устанавливали уровень безопасности в сфере потребления товаров и продуктов.

Особо хотелось бы отметить то, что Правительством РФ признает потребителей «объективно более слабой стороной в соответствующих правоотношениях», но прежде  признал потребителей  как менее защищенной стороны договора розничной купли-продажи Конституционный суд РФ в своем определении  РФ от 17.10.06 г. №460-О. Суть дела, вроде бы не играет, но само понятие «слабости стороны» в договоре подразумевает нисхождение, что унизительно, а «менее защищенность потребителя» в договоре, говорит о приоритетном его статуса в правоотношениях. Какой подход к делу, таков и результат.

Говоря о бедах России, то плохие дороги и прочие напасти являются лишь следствием. Правовой нигилизм и некомпетентностью «новых» чиновников и депутатов нередко пользовались и пользуются определенные бизнес-структуры, наши и зарубежные, и их лоббисты. Примеров тому множество. Вспомним хотя бы законы о приватизации, разделе продукции, природных ресурсах, товарных рынках, или налоговое законодательство, в котором регламентируется многократное изъятие одних и тех же налогов. Таким образом, как там, у классиков, базис и надстройка… Правительство определяясь в стратегии выбрала сомнительные, а подчас и волюнтаристические оценочные «реалии». Дальше можно только догадываться: - для какой цели появился данный документ? Ответ на поверхности перевод рынка в «цифру». Дело нужно, надо сказать, однако на деле потребитель, приобретая товар через интернет, вообще не защищен. Однако, это все инструменты. Что же хотелось увидеть в государственной политике по защите прав потребителя, кроме упорядочения и обеспечение прав на неприкосновенность собственности и уважения достоинства человека, гражданина? Как гражданин, человек должен гордиться своим комфортным проживанием на территории РФ. Как человек, он охраняем государством в области образования, здравоохранения и потребления.  Образование и здравоохранения для государства должны быть приоритетными направлениями, но не в области правоотношений, регулируемых законодательством о защите прав потребителей, т.к. данная сфера не должна зависеть от коммерческий целей. Нынешние платные клиники и бесплатные больницы должны иметь один стандарт. Со страхованием в медицине также не все в порядке. Страховщики определяют сегодня срок нахождения пациента на излечении в стационаре (21 дн.). Что еще хотелось бы увидеть в данной Стратегии? Пожалуй, самое главное - определение стимулирующих факторов для формирования культуры потребления и утилизации товаров и услуг. 

Резюмируя выше сказанное, надо отметить следующее, что законодательство о защите прав потребителей имеет существенные недостатки. Это связано с тем, что регулирование данных правоотношений  это не результат требований снизу, как это было во всех странах Запада (там вначале граждане объеденились,  результатом этого объединения явлется то, что правительства были вынуждены принять одноименные законы). Закон спущен сверху без учета особенностей правоотношений. Этим объясняется, что за 25 лет существования Закона РФ «О защите прав потребителей» в него внесено более 230 поправок. Для того, чтобы этот Закон работал необходимо активная гражданская позиция граждан в защите своих прав. Если низы не хотят, верхи с места не сойдут. Кому это нужно? Активная гражданская позиция это не шум на площадях. Это прежде всего уважение самими гражданами своих прав на безопасность и качество товаров и услуг, это самостоятельное решение требовать от продавца и исполнителя не только исполнения договорных обязательств, но и понуждение от них через суд уважать достоинство личности и неприкосновенность частной собственности потребителя.